20 February, 2013

О рабте для простого иммигранта. Часть 2: Wal-Mart

И так я попала в Wal-Mart. Это огромная корпорация с несколькими миллионами сотрудников, входящая в 5 самых крупных по рыночной стоимости в мире на ряду с IBM, Apple и Microsoft, с магазинами и офисами по всему миру.

Я работала там кассиром на "полставки", т.е. не более 27 часов в неделю (примерно $1000 в месяц).  Они специально нанимают людей на не полную занятость работать посменно т.к. по закону тогда не надо давать бонусы (которые в средних и крупных компаниях считаются стандартным дополнением к зарплате), не надо платить за переработку, нет двойной оплаты за работу в выходные или ночью, а также у работника нет никаких прав по выбору смены. Рабочая неделя начинается с субботы (работать в выходные обязательно), обычно выходные выпадают на будние дни. Магазин открыт с 7 утра до 11 вечера, а в декабре работал круглосуточно, правда спрашивали желающих работать ночью, но доплат не давали, так и платили им минималку. Отпуск 2 недели после первого отработанного года, 3 месяца испытательного срока и только отработав год можешь подать заявление на перевод на другую должность внутри компании или на полную ставку. Но даже отработав 27 часов в неделю устаешь ужасно, не представляю как можно так работать по 40 часов. Семьи почти не видишь, в выходные на работе, по вечерам тоже... Приходишь домой они уже спят или наоборот уходишь пока они еще спят. Хуже всего что ты не можешь ничего спланировать, т.к. расписание дается на 2 недели вперед и какие будут рабочие дни дальше ты не знаешь. Если надо выходной, то надо писать заявление за 3 недели, а ведь не всегда знаешь за 3 недели вперед, что понадобится выходной.  В общем каторга по собственному желанию. Начала я работать 31 августа 2012 года. 

Примерно так выглядит любой Wal-Mart

Работа посменная и тяжелая.  Тут все кассиры (в магазинах, банках и тп) работают стоя – ведь клиенты тоже стоят. Смены разные – от 4х до 8 с половиной часов. Если смена от 4 до 5 с половиной часов – у тебя один 15 мин. перерыв, если 6 – 6 с половиной часов, то будет 2 перерыва 15 и 30 мин, а вот 7 и более часов 2 перерыва по 15 мин и 1 час обеда. Кстати за обеденное время не платят.
Все это время надо стоять, вовлекать покупателей в разговор (для чего я там собственно и работала), складывать покупки в пакеты и уравнивать цены. Первое время ноги ныли, а потом привыкли.

Небольшое отступление – в Канаде есть целые сети магазины для бедных и богатых. Многие товары одни и те же (тот же самый поставщик, та же упаковка, ток же код), но в разных магазинах продаются по разным ценам. Это касается не только продуктов, но и других товаров общественного потребления. В общем все по честному – если у тебя денег больше, ты платишь больше. Некоторые товары конечно продают только в дорогих магазинах. Каждая сеть каждую неделю выпускает газету со скидками и рекламой (флайер), действующий до конца недели. И магазины попроще обещают уравнять цены. А поскольку Wal-mart один из самых доступных магазинов по цене, то уравнивать цены приходилось постоянно. Например мы продаем яблоки по полтора доллара за фунт, а в другом магазине они на этой неделе за доллар, то покупатель, вместо того, чтобы ехать в тот другой магазин специально за яблоками, приносит с собой флайер того магазина и показывает, что цена должна быть доллар. Убедившись, что совпадают даты (именно эта неделя) и наименование товара (вес и тп) мы продаем этот товар не по нашей цене, а по цене того другого магазина. Т.е. Wal-Mart *гарантирует* минимальную доступную цену на любой товар на рынке, и этим завлекает клиента.

Многие люди этим пользуются, делают большое «домашнее задание», выписывают что по чем, и затем на кассе начинают это показывать. Конечно это реально тормозит очередь, но народ тут не нервный в большинстве. Ну а мне, как кассиру, было все  равно – быстро или медленно идет очередь, оплата же за час, а не за количество покупателей...Обычно все терпеливо ждут. Да, я точно могу сказать что народ тут в очереди спокойнее. Никто не цыркает, не ноет, не подгоняет. Каждый покупатель неторопливо платит, решает берет он этот товар или нет, иногда берет а потом отказывается... и все терпеливо ждут.

Вообще за 5 месяцев работы я поругалась серьезно только несколько раз с покупателями (конечно они сами были виноваты, но пытались качать права, что со мной совершенно не проходит – тот кто меня лично знает, поймет как я реагировала).
Что примечательно, практически во всех магазинах зарплаты почти одинаковые – все начинают с минимума $10.40 в час, но работы конечно больше в магазинах подешевле, там и очереди больше и контингент покупателей соответственно другой. Но, как мне сказала одна кассирша, которая до Wal-mart успела поработать в других торговых сетях – тут люди потише, поспокойнее, меньше качают права, а еще, что не маловажно, менеджеры всегда держат сторону работника, а не покупателя. Конечно в лицо они этого не говорят, но всегда если кто-то жалуется на обслуживание, они извиняются перед покупателем, но тому на кого жаловались либо просто ничего не говорят, либо наоборот говорят чтобы не брал в голову и забил на этих клиентов. Как то раз один русскоговорящий покупатель пожалел меня, сказав как я бедненькая работаю с индусами, ведь они по его мнению очень любят покомандовать, достигнув хоть какой-то минимальной менеджерской позиции. Но мне повезло, что я ему и сказала, в моем магазине они все были очень доброжелательные и всегда помогали. Кстати % соотношение работников в Wal-mart где я работала было примерно таково: индусы 60%, черные 20%, желтые 10% и белые 10%. Во многом зависит от района расположения, конечно. Большинство белых в головном офисе на менеджерских позициях. Среди кассиров и приветствующих (тот кто стоит возле двери и говорит покупателям «здравствуйте и спасибо что приходили») белых было человек 5 на отдел из 80. В других отделах больше, но всеже индусы преобладали. Не стоит думать что они все необразованные и поэтому здесь работают, индусы в большинстве такие же иммигранты как и я, многие с хорошим образованием. Как только находят работу получше, то уходят. Работает также много студентов местных ВУЗов, берут вечернюю работу и выходные. Ну и конечно есть те, кто родился в Канаде, да так ничему не выучился, вот и пашет за минимум всю жизнь. И их это как-то не парит...

Кстати, работая в магазине я узнала много нового. Во-первых названия многих продуктов, особенно фруктов-овощей которых раньше в глаза не видела (н-р рутабага, разные виды лука, разные виды тыкв). Во-вторых посмотрела, что народ покупает и поспрашивала как они это готовят (многие с радостью рассказывали мне рецепты).  И в третьих, убедилась какой канадцы в основном зажравшийся и ленивый народ...

Рутабага

Например ситуация – обычно в больших магазинах тележки стоят возле входа, но когда люди что-то покупают, они вывозят эти тележки на парковку, грузят товары в машины, ставят тележки в специально отведенные для них места на парковке и уезжают. Потом специальные люди собирают эти тележки и везут обратно ко входу в магазин. Но в выходные дни народа в магазине столько, что тележки не успевают привозить. Итак, вы приходите в магазин, а тележек нет. Они все на парковке. До парковки 15 метров, до отдела по работе с клиентами (там где можно найти менеджера ) 50 метров, а вы здоровый мужчина 30 лет. Что вы сделаете? Я обычно выскакиваю на парковку, беру тележку и иду за покупками. Что же делает местный здоровый мужик? Он идет жаловаться. Он проходит в 5 раз большее расстояние, тратит время на то чтобы найти менеджера, ждет его/ее и затем рассказывает что ему нужна тележка... а после того как менеджер объясняет, что к сожалению по выходным такое случается и мы постараемся все наладить, он расстраивается еще больше и грозится жаловаться в головной офис (и я не сомневаюсь, что он это делает). Такую ситуацию я наблюдала несколько раз. Я бы еще могла понять старичка или мамашу с кучей малолетних детей... Другая ситуация (уже со мной) – складываю товары в пакеты и вдруг вопрос «Какие-то проблемы со мной? Вот в нашем магазине покупателя ценят как золото!», я вообще в непонятках, все было тихо-мирно, типа привет, как дела, сканирую-складываю и вдруг такой вопрос... я и отвечаю что у меня нет проблем и вообще я не понимаю о чем речь. В ответ узнаю, что я грубая и сама этого не понимаю (видимо после 8 часов на ногах – а тут кассир всегда стоит – я не выглядела достаточно счастливой обслуживая ее) и она будет на меня жаловаться, на что я, конечно, ответила чтобы она шла жаловаться и не смущалась... 

Хуже всего мелочные людишки – например в Торонто надо платить за пакет 5 центов, но Wal-mart дает их бесплатно. Некоторые приходят со своими сумками (большие такие, тряпичные, тут в моде), остальные берут пакеты. А вот мелочные людишки хотят много пакетов, т.к. это бесплатно. Т.е. они хотят буквально каждый продукт в отдельный пакет... а поскольку в местных магазинах покупают сразу много всего (чек на 45 наименований это норма), то представляете сколько пакетов они берут. А еще они закупаются так каждую неделю... итак я складываю товары, а эти людишки буквально вырывают пакеты из рук чтобы я туда много не положила, еще хватают пустые пакеты, которые висят возле кассы и начинают перекладывать так чтобы им побольше пакетов досталось, это напрягает... Мне как бы и не жаль, но противно... 

Да, кстати, о том что местные едят. Во-первых они закупаются сразу на неделю, это значит полная тележка с верхом (от 25 до 110 наименований продуктов. К слову – средняя канадская семья выкидывает сотни кило в год не съеденных, но купленных от жадности на скидках и т.д. продуктов). Во-вторых, они дома не готовят, от этого, кстати, и такие планировки с открытыми кухнями – мы привыкли дверь на кухню закрывать, чтобы при готовке запахи не гуляли по дому, а им это не надо, у них нет запахов. Что такое ужин у семьи канадцев – каждый разогрел себе замороженный обед, сел перед *своим* телевизором или монитором и съел. Не сидят они за столом вечером, не обсуждают прошедший день, они вообще между собой мало разговаривают (хотя и знают, что ужин за столом полным составом это очень хорошо и правильно, и тоже хотят так делать!). Итак, они закупаются замороженными обедами – обычно это вареные макароны с сыром, овощи или пюре с 3-4 кусочками мяса или креветок. Я раз купила на обед (не взяла собойку с собой) так голодная осталась заплатив за быстро-обед $3. Затем они покупают суп в консервах или, кто покруче, то в бумажных пакетах (как у нас молоко), берут множество разных чипсов, печенья и макаронов быстрого приготовления. Более того, они каждый день едят в фастфуде. Т.к. на работу собойки они почти не берут (готовить-то лом), а если и берут, то они их не готовят, а закупают заранее. Как-то дядечка покупая суп в жестянке спросил у меня, вкусный ли он, на что я ответила, что никогда не пробовала, т.к. суп обычно варю сама. Вы бы видели его выражение лица! Он был так потрясен, как будто я ему сказала что ежедневно летаю в космос... Судя по всему, до этого дня он думал, что суп растет на деревьях прямо в консервной банке. Чесслово.

 Кстати о покупках. Мало того что они (да и мы теперь тоже) закупаются на неделю вперед, так еще и в каждом магазине каждую неделю свои скидки. И конечно хочется купить на скидке сегодня чем без скидки завтра. Поэтому часто покупаем то, что нам не надо и не было запланировано, только потому что на скидке... поэтому канадцы и американцы и выбрасывают еды на миллионы долларов в год... ну не съедают они столько. 

В общем, я проработала в магазине почти 5 месяцев, попутно ища работу по специальности. И в один прекрасный день я послала резюме и меня пригласили на собеседование на следующий же день. Я, по правде сказать, ехать не хотела, устала в магазине, хотела дома побыть, да и уже подкатывал депресняк по поводу этих самых поисков... но потом собралась и поехала. Через 2 часа после собеседования мне позвонили и пригласили на работу... это было так неожиданно, что я даже не сообразила сразу. Так, почти ровно через год после окончания колледжа, я получила свою первую настоящую работу в Канаде. Что по местным меркам довольно "скоро". А мое отношение к работникам магазинов кардинально изменилось после того как я увидела всю эту "кашу" изнутри...

8 comments:

  1. Рутабага - брюква же! Самая что ни на есть обычная брюква, судя по фотке. У нас просто она не в ходу, разве что скоту на корм.

    ReplyDelete
  2. Она самая и есть :)

    ReplyDelete
  3. Ну да, зная тебя, за 5 месяцев всего пару раз - действительно удивительно. :)
    Еще раз поздравляю с настоящей работой. Надеюсь и про нее напишешь - очень интересно почитать.
    Многое из того, что рассказала - мне самому знакомо: так и есть (сам на кассе пол года отработал).
    И тоже работу долго искал (полтора года - ито нашел только потому что папа помог).

    ReplyDelete
  4. Тут на сколько я вижу 2 фактора:
    - люди в целом не так забиты и потому менее агрессивны
    - Walmart - сеть для самых бедных, и хотя это накладывает другой отпечаток - много контингента из низших слоев (сидит на пособиях потому что сложно найти работу / недалеки умом / тупо лень - зачем напрягаться когда государство и так кормит), но они, как правило, не требовательны и потому не агрессивны. В более дорогой сети магазинов покупатели уже ожидают какой-то дополнительный сервис и легче приходят в "возбужденное" состояние из-за мелочей (не так улыбнулся, не так в пакет положил и т.д.). Как кто-то Марине рассказывал из сотрудником до этого работавший в бутике - в волмарте менеджер всегда на стороне своего работника(хотя клиенту это открыто не показывается), в то время как в бутике менеджеры были всегда рады отчехвостить продавца по любой жалобе покупателя.

    ReplyDelete
  5. Я брюкву у нас видела, только она на ощупь не такая. Здесь как свечка... и местные ее варят вместе с морковкой 50 на 50 и делают пюре... типа полезно.

    ReplyDelete
  6. Ну на рутабагу я не согласилась, а вот батат попробовала. Мне понравилось - почистить, порезать кубиками, посыпать специями и маслицом и в духовку.... и еще бананы для запекания вкусные.

    ReplyDelete
  7. Привет, интереcнsй опыт и рассказ.
    Стоячая работа по 8 часов в смену убивает ноги сильно, я вот выучилась на свою голову здесь на pharmacy technician, и через 2 года работы заработала хроническую проблему с ногами. Теперь даже и думат не хочу о том, чтобы в аптеку идти опять работать. Ну или на любую стоячую работу в принципе.

    ReplyDelete
  8. Да, я когда смотрю на теллеров в банке, на кассиров и т.д. - целый день на ногах, так и хочется предложить им присесть.

    ReplyDelete