15 February, 2013

О работе для простого иммигранта


Сережа уже давно настаивал, чтобы я рассказала о том, как я искала работу. Итак, если начать с самого начала, то переехав в Канаду, я решила сменить специальность и пошла учиться в колледж на Paralegal.
На русский язык перевести трудно, да и объяснить тоже... нет в Беларуси такой профессии. Я попыталась поискать в интернете – что же такое паралигал и выяснила, что написан полный бред...

В США паралигал это помощник юриста, менее квалифицированный чем юрист, но выполняющий намного больше функций чем секретарь. А вот в нашей  провинции Онтарио паралигалы должны быть лицензированы Law Society of Upper Canada, подчиняются этой организации наравне со всеми юристами, платят ежегодные взносы, должны имень специальную страховку на ошибку и имеют более щирокую сферу деятельности. Т.е. я бы сказала что по русски это юрист, но с лимитированной практикой. Например, паралигал может быть адвокатом во всех трибуналах Онтарио и в низших судах, может быть арбитром, даже Justice of Peace (это судья), может быть прокурором (но у всех у них лимитированная практика). В общем это довольно серьезная профессия.
Я закончила колледж, успешно прошла практику и с первого раза сдела экзамен на лицензию (что удается только трети из сдающих). Кстати, такого строгого экзамена я еще не видела. Я имею в виду организацию. Серьезная регистрация, куча бумаг подтверждающих что я имею право сдавать этот экзамен, специальная пластиковая карточка с личным номером и фото... экзамен одновременно писали 300 человек!!! в одном зале, каждый за отдельным столом. Огромный таймер на стене показывающий обратный отсчет. На экзамен было дано 3 часа. Ничего нельзя приносить с собой кроме материалов выданных Law Society, но если честно времени заглянуть в них совершенно не было. Вопросов было много, уже точно не помню сколько (но примерно по 90 сек. на  вопрос). Там же выдали 2 карандаша и стерку (тут принято писать простыми карандашами). В туалет водили под конвоем и тетечка стояла под кабинкой... После экзамена все оставляешь и с пустыми руками уходишь, если рискнул что-то принести, то обратно уже не заберешь.  Короче – пишешь, сдаешь и ждешь месяц ответа... Удовольствие стоило $1200. Кстати никто и никогда не знает какие будут вопросы, и никогда не узнаешь на какие из них ты ответил правильно, а на какие нет. Это чтобы следующим сдающим не рассказать.

Получив лицензию я начала активно искать работу. Это было в феврале 2012 года. И вот тут началось самое интересное – каждый иммигрант должен пройти долгий путь мытарств и лишений на пути поиска 1й работы... поскольку тут никого не интересуют твои предыдущие заслуги, дипломы, звания и опыт. Всех интересует только местный опыт работы не менее 3-5 лет или блат. Это может не касаться только компьютерщиков, поскольку они по роду деятельности и в РБ и в Канаде делают одно и тоже (примерно). Итак, я закупила 3 деловых костюма, белых блузок и приличной обуви и начала рассылать резюме. Резюме работало, на собеседования приглашали регулярно (примерно 2 раза в неделю), но... первый же вопрос – Какой у вас опыт по специальности – и все... естественно если одновременно со мной ищут работу местные с опытом, то им и отдают предпочтение. Дважды у меня срывалась работа из-за того что вместо меня приводили «блатных». Откуда я знаю? Да мне честно так и говорили – босс взял новенькую даже без собеседования, а вот если бы не она, мы бы предложили эту работу вам. Так что не верьте, если вам скажут что тут нет блата... есть и еще какой, только называется это – networking. А одна старая канадка мне так и сказала – «Неважно какой у тебя опыт, важно кто тебя знает».
 
Немного о правилах игры – рассылаешь резюме (думаю что я разослала за год более 300 раз) по объявлениям о поиске сотрудника или просто с запросом – а надо ли вам такой хороший работник как я. Есть еще такое понятие как холодный звонок (cold call) – позвонить в офис и поинтересоваться может они кого ищут, а ты тут без работы сидишь. Резюме вкладываешь в специальное письмо в котором пишешь какой ты хороший. Ну все конечно понимают что делается это через e-mail. Затем ждешь звонка. Те кому как-то глянулось твое резюме звонят и приглашают на собеседование. Идешь на собеседование в костюме, рассказываешь им почему следует нанять только тебя. Затем придя домой пишешь им благодарственное письмо за то что потратили на тебя время и ждешь. Обычно если тебя не берут, то тебе и не позвонят. Очень редко когда звонят или пишут что извините мы предпочли другого кандидата. Просто после 2-3х недель ожидания ты понимаешь сам, что тут ловить нечего.

Итак я решила, что раз уж им так надо опыт, а блата у меня нет, я тут никого не знаю, то надо работать на добровольных началах (волонтирить). Это значит работать бесплатно. В Канаде это очень распространенный вид деятельности, есть люди которые волонтирят годами чтобы им предложили платную позицию, и есть люди которые делают это просто так. Вот вам 3 истории волонтеров,  которые рассказали мне знакомые:

Первая про женщину которая волонтирит уже 30 лет (!) в музее – каждый день в течение 30 лет она ходит на работу за бесплатно – у нее муж доктор (читай равно миллионер) и она просто для себя работает, ей зарплата не нужна, она делает это «ради искусства».

Вторая – о знакомой женщине, которая была учителем у себя в России, а сейчас переучившись здесь на учителя уже 3й год работает в школе бесплатно в надежде получить оплачиваемую работу.  Вообще нашим учителям тут ничего кроме помощника учителя или волонтера в школе не светит... нужно переучиваться заново, впрочем как и врачам. Но чтобы попасть в школу уже переучившись нужно ждать в очереди таких же желающих, и насколько я знаю на сегодняшний день эта очередь насчитывает около 3 тысяч учителей... а их еще и выпускают каждый год.

 И третяя о людях, которые хотят быть нужными - есть люди которым нечего делать, пенсионеры например, вот они и работают бесплатно. К примеру возле школ, которые находятся возле дорог, на пешеходных переходах стоит человек (я всегда видела только пожилых) в светоотражающем жилете и со знаком «стоп».  Он (или она) стоят возле перехода дважды в день – час утром когда дети идут в школу и час после школы. Если кто-то подходит к нерегулируемому переходу, то этот человек свистит в свисток, выходит на дорогу, выставляет «стоп» и пешеходы переходят. Если же есть светофор, то дождавшись зеленого света все равно выставляет стоп. Работают эти люди весь год пока школа открыта, в любую погоду. Делают они это совершенно бесплатно.

Итак, я послала мое резюме в конторы, которые предлагали волонтерство. Прошла 2 собеседования и получила работу. Но как обычно случается, если вы всей душой не желаете работать бесплатно, то и работодатель попадется соответствующий... Офис был ужасный, 1 юрист, 1 клерк и 3 волонтера. Юрист страшно любил пустить пыль в глаза и на своем сайте рассказывал что в офисе 50 человек, главный офис якобы находится в центре города и брал $400 за час работы. Его любимое выражение было «МЫ, юристы этой фирмы...» Как я выяснила позже – офис в даунтауне был, но виртуальный, и мне приходилось ездить туда чтобы забирать почту, поскольку клиенты верили что там есть офис и слали корреспонденцию туда. Кстати когда я отправлялась в город (за почтой или в суд) то этот делец давал мне 2 жетона на проезд, но рассказывал как я могу ухитриться и использовать только 1 на туда-и-обратно J. В офисе он требовал чтобы все работали (даже если работы не было), чтобы никто ни с кем не разговаривал, а еще он пытался покричать на меня раз, но я его быстро на место поставила. Вообще он был любитель покричать и орал на клиентов регулярно... как он выучился на юриста и получил лицензию не пойму... В общем у нас был уговор – я работаю на него 3 месяца, но проработав один я сбежала, да и все остальные, чуть раньше или сразу за мной, тоже. Но в резюме я все же написала 3 месяца волонтерства – тут все привирают в резюме, что делать. Итак, дело близилось к лету, а я без работы и из-за волонтерства этого пропустила месяц – т.к. он не давал ходить на собеседования, был очень подозрителен и не верил в истории с походом к доктору. 

Следующим моим шагом был поход в агентство по трудоустройству временных сотрудников. Там мне сказали что я им не очень то подхожу – они нанимают рабочих, т.е. реднеков (red neck – красная шея, т.е. тех кто пашет и сразу выделяется сильно загорелой шеей), а не служащих. Но документы взяли и к июню нашли мне работу – рассортировать бухгалтерские документы по файлам. Работала я на контору-перевозчика 2 месяца. Разбирала доки за 13 лет... теперь я знаю все компании по доставкам-перевозкам-обслуживанию... в Северной Америке. Сейчас на дороге если вижу грузовик с каким-нибудь логотипом, то я знаю что это за контора и чем занимается J Я им понравилась, но поскольку это не моя сфера деятельности, то работать там я не была заинтересована. Так, покрутиться среди людей, подзаработать.

Поскольку больше делать было нечего я решила пойти поучить английский. Не люблю я просто дома сидеть. Итак встал выбор – опять курсы или пойти поработать на минимально оплачиваемую низкоквалифицированную работу в магазине для практики английского. Попасть в магазин оказалось легче и быстрее чем на курсы. Я заполнила онлайн заявление на работу кассиром, прошла 1 интервью и меня сразу взяли. Здесь работа кассира это одна из самых малооплачиваемых и не требующих никакого образования работ. Платят минималку в час ($10.40 в час, но сразу скажу, что минималка она и в Африке минималка, значит что жить на нее нельзя – если только на хлебе и воде. Даже если кому-то в РБ кажется что это много, то поверьте, тут и цены другие и много обязательных дополнительных расходов, так что на семью из 3х человек надо как минимум $2500-3000 в месяц и это экономно). Как оказалось позже, мне очень повезло так быстро попасть даже туда. Многие были счастливы, что нашли и такую работу, после очень долгих поисков. А были и знакомые украинки, которых не взяли в тот самый магазин.

О работе в магазине в следующей статье...
 


6 comments:

  1. Очень интересно. Жду продолжения. :)

    у нас минималка, кстати, 7.25 федеральная и 8 калифорнийская.

    ReplyDelete
  2. Пиши продолжение!

    ReplyDelete
  3. Вижу кому-то интересно. :)
    Читайте продолжение.

    ReplyDelete
  4. Здравствуйте. Я новичок в Канаде, поэтому все идет путем собирания информации по крохам. Подскажите пожалуйста, а какой колледж вы заканчивали?

    ReplyDelete
    Replies
    1. ой я только сегодня увидела ваш вопрос. Я заканчивала Herzing college - кстати народ считает его одним из лучших тк преподают там люди работающие в этой сфере - сами паралигалы с опытом

      Delete
  5. Привет.я хочу работать в США как можна поехать из Узбекистана. Я очень хочу.кто знает позванити пожалуйста на номер +998914053365

    ReplyDelete